«Коммунальная» тема Ганновера (Ганноверская выставка коммерческих автомобилей (IAA)). Один из участников Volvo

Мы начинаем серию публикаций о Ганноверской выставке коммерческих автомобилей (IAA) (25 сентября–2 октября 2008 г.) и постараемся осветить ту часть экспозиции, что обычно ускользает от внимания прессы.

Грузовик, работающий в городе, должен производить как можно меньше шума и вредных выбросов. Проблемой создания «экологичных» коммунальных машин занимаются многие ведущие автомобильные фирмы. Как один из вариантов решения этой задачи компания Volvo представила Volvo FE Hybrid – «первый в мире рабочий мусоровоз с параллельным гибридным приводом». Две такие машины с апреля проходят эксплуатационные испытания в Швеции. Привод осуществляется от дизеля мощностью 238 кВт и электродвигателя 120 кВт. Когда автомобиль останавливается, ДВС автоматически выключается, тем самым дополнительно экономится топливо, причем сокращение расхода оценивается в 20…30%, на столько же снижается количество выбросов СО2. Серийный выпуск гибридных мусоровозов намечен на 2009 г.

Выставочный мусоровоз оборудован автоматической коробкой передач (АКП) Volvo I-Shift и уникальной системой кругового обзора, разработанной Volvo. В ее составе четыре видеокамеры, установленные «по углам» автомобиля. Система комбинирует изображения от всех камер в единую картинку, и водитель видит машину и окружающее ее пространство как бы сверху. На тесных городских улицах такая система значительно упрощает маневрирование.

Немецкие фирмы справедливо чувствовали себя на IAA хозяевами. Их стенды раскинулись «широко и привольно», занимая порой большую часть павильона, как, например, у Daimler AG и MAN Nutzfahrzeuge.

Мировым дебютом стал почти готовый к запуску в серию мусоровоз Mercedes-Benz Econic BlueTec Hybrid с гибридной силовой установкой по параллельной схеме на базе известной уже 10 лет серии Econic – модели трехосного автомобиля полной массой 26 т с низким входом, с управляемой не ведущей подъемной задней осью и рядным дизельным двигателем Euro 5 мощностью 210 кВт и электродвигателем мощностью 44 кВт. Автомобиль оснащен АКП и литиевыми аккумуляторными батареями. В наибольшей степени преимущества гибридного привода проявляются при движении в режиме коротких переездов с частыми остановками. Автомобиль оснащен инновационной системой регенерации энергии торможения HRB от компании Bosch Rexroth, которая, по словам специалистов компании, позволяет экономить до 25% топлива, а также уменьшает износ компонентов тормозной системы и снижает токсичные выбросы.

Еще одна мировая премьера – концептуальный автомобиль Mercedes-Benz Econic NGT Hybrid, трехосный автомобиль с подкатной осью. Привод состоит из работающего на натуральном газе двигателя мощностью 205 кВт, соответствующего жестким экологическим нормам EEV, и электродвигателя, развивающего мощность 44 кВт. Согласно прогнозам от него ожидается сенсационная экономия на топливе: затраты на 60% ниже дизельного варианта. Двигатель способен работать на биогазе с нулевым выбросом СО2.

Концерну Daimler принадлежит Mitsubishi Fuso. Этот легкий грузовик полной массой от 3,5 до 7,5 т поставляют более чем тридцати изготовителям кузовов и спецнадстроек. Он был представлен на стенде Daimler тринадцатью моделями и довольно широко на стендах других компаний, что лишний раз подтверждает его широкую популярность в Европе. На выбор предлагается четыре дизеля Euro 4 с системой впрыска Common Rail, непосредственным впрыском, рециркуляцией отработавших газов, сажевым фильтром и турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VGT). Возможно переключение передач джойстиком. Автомобиль благодаря прекрасной маневренности и прочной раме популярен в качестве городского транспортного средства, в том числе на коммунальных работах. Например, в экспозиции демонстрировался автомобиль Mitsubishi Fuso Canter 5S13 для сбора отходов со сменными бункерами. В перспективе Canter будут комплектовать гибридным приводом. Еще в 2006 г. в Японии представили Canter Eco Hybrid – «самый экологичный легкий грузовик в мире» с дизель-электрическим параллельным приводом, в составе которого электродвигатель мощностью 35 кВт с литиевой АКБ, способный работать как генератор и регенерировать энергию торможения. В настоящее время уже выпущено и находится в эксплуатации свыше трехсот таких грузовиков.

Компания MAN не стала оснащать свой мусоровоз TGS 28.320 гибридным приводом и огранилась дизелем Euro 5 мощностью 257 кВт, оснащенным инновационной системой рециркуляции отработавших газов (нем. – AGR, англ. – EGR), гордостью MAN. Компания добилась снижения токсичности отработавших газов двигателей до уровня Euro 5 и выше (EEV) без использования реагента AdBlue и дорогостоящей обработки ОГ в системе выпуска. Система AGR занимает меньше места, чем SCR (технология с AdBlue). Клиенту не надо заботится о заправке реагента. Полная разрешенная масса автомобиля 26 т, он укомплектован коробкой передач MAN TipMatic и управляемой не ведущей подъемной задней осью.

Экспозиция IVECO была посвящена двум главным темам – защите окружающей среды и техническим решениям, направленным на повышение безопасности и производительности работы автомобилей. Компания впервые представила шасси Eurocargo Hybrid с гибридным приводом параллельного типа, состоящим из дизельного Tector ES (130 кВт, Euro 5 и EEV) и электрического (44 кВт) двигателей. Аккумуляторная батарея литиевая. По расчетам специалистов IVECO, этот автомобиль, предназначенный для работ в городе по перевозке товаров и вывозу мусора, будет иметь расход топлива на 30% меньше обычного. Автомобиль способен начинать движение на электрической тяге. Его полезная нагрузка всего на 200 кг меньше, чем обычного автомобиля с дизельным двигателем. Энергия торможения регенерируется в электрическую.

Мировая премьера от Iveco – предсерийный образец шасси с гибридным приводом Eurocargo CNG с двигателем Tector, работающий на сжатом природном газе. Серийный выпуск Eurocargo CNG намечен на 2009 г. Шасси предназначено для работы на перевозках грузов и вывозе мусора в городах. Система управления по мере необходимости выключает ДВС и автомобиль способен двигаться на электрической тяге – с нулевыми выбросами. Спецоборудование (от вала отбора мощности) также может работать от электродвигателя и аккумулятора. Расчетная дальность поездок – 100 км/день. Энергия торможения регенерируется в электрическую.

Представленный в экспозиции контейнерный мусоровоз IVECO Stralis AD-N 190S42P (4х2) был оснащен дизелем Cursor 10 F3A, соответствующим нормам Euro 5 благодаря технологии SCR (с реагентом AdBlue), турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VGT), причем имеется модификация двигателя, соответствующая нормам EEV. АКП – EuroTronic II. Полная разрешенная масса – 18 т.

Также IVECO представила мусоровоз Stralis AD260S27 со специальным шасси 6х2, оснащенным работающим на метане двигателем FPT Cursor 8 мощностью 200 кВт, сертифицированным по нормам EEV.

Компания DAF представила предсерийные образцы модернизированных семейств CF и XF105, начало их серийного производства запланировано на июнь 2009 г. По заявлению компании, DAF является первым среди производителей грузовых автомобилей, все модели которого имеют версии с двигателями EEV, т. е. уровень содержания сажи в отработавших газах (ОГ) у них на половину ниже, чем по нормам Euro 5 (вступают в силу с 2009 г.). В экспозиции посетители могли видеть контейнерный мусоровоз CF 75.310 (4х2), оснащенный дизелем Paccar MX с технологией SCR и увеличенным давлением впрыска, у которого благодаря модернизации снижен расход топлива и для соответствия Euro 5 не требуется сажевый фильтр. Для снижения уровня токсичности ОГ до норм EEV устанавливают сажевый фильтр с непрерывной регенерацией (не нуждающийся в обслуживании), он снижает уровень содержания сажи в ОГ на 50%. Компания заслуженно гордится своей разработкой, ведь еще недавно требования стандарта EEV достигались только с газовыми двигателями. На развозные и коммунальные грузовики CF75 теперь могут устанавливать двигатели Paccar PR EEV (мощностью 184 и 265 кВт).

Представленные модели CF оснащаются новой 12-ступенчатой механической КП ZF Ecosplit, которая теперь переключается более плавно и на 30 кг легче предыдущей, 16-ступенчатой модели.

Образцы, представленные DAF, также были оборудованы новой системой DAF Telematics System, позволяющей через компьютер в офисе контролировать перемещение автомобилей в регионе и предоставляющей функции навигации.

Ганноверскую экспозицию можно по праву назвать «парадом гибридных приводов», причем все демонстрируемые решения исключительно по параллельной схеме и с литиевыми АКБ. Четко прослеживается тенденция к созданию экологичных дизелей, отвечающих требованиям не только вступающих в силу в 2009 г. норм Euro 5, но и более жестких EEV, имеющих статус «добровольных» или «рекомендованных».

Большинство городских коммунальных автомобилей оснащают автоматическими коробками передач, что вполне понятно: при движении в городе требуется часто переключать передачи и гораздо удобнее, если это делает автоматика. Немало дизельных двигателей, работающих на газе. До недавнего времени этот тип ДВС был не слишком распространен из-за сложности газовой дизельной аппаратуры. С ужесточением экологических требований к их стали использовать шире.

Рециркуляция отработавших газов раньше в основном применялась на американских автомобилях, однако в ходе выставки выяснилось, что и в Европе некоторые производители выбирают этот путь снижения токсичности ОГ наряду с традиционной для Старого Света технологией SCR.

Редакция благодарит московское представительство Volvo Trucks за предоставленную возможность посетить выставку IAA.

Источник: журнал "Основные Средства" http://os1.ru.